В США эпидемия среди вейперов: сотни попали в больницы, есть жертвы. Что будет с Juul и IQOS?
Гаджеты

В США эпидемия среди вейперов: сотни попали в больницы, есть жертвы. Что будет с Juul и IQOS?

1
4979

Несколько лет назад табачный рынок обрёл второе дыхание. Электронные сигареты и вейпы вернули моду на курение, особенно в молодёжной среде. Они и стоят к тому же дешевле. В последние годы продажи самых популярных брендов росли на сотни процентов в год. Но что-то пошло не так. Всего за несколько недель в больницы США попали почти 500 вейперов, шестеро погибли. Что с ними произошло, точно никто не знает. Но власти решили на всякий случай ограничить продажу электронных сигарет и вейпов. До этих событий казалось, что у вредной привычки есть будущее. Что теперь?

Вика васина

Редактор


Дело табак

Неделю назад в Канзасе скончалась последняя на данный момент жертва вейперской эпидемии (так происходящее называют американские медиа). Это уже шестая смерть. Сотни человек в больницах. Симптомы: затруднённое дыхание (как будто приходится дышать через трубочку), лихорадка и головокружение, кашель, рвота и понос. Некоторых госпитализировали с отёками лёгких и необычными повреждениями дыхательных путей, с которыми врачи раньше не сталкивались.

Многие из госпитализированных курили так называемые электронные джойнты — вейпы для марихуаны. В некоторых штатах эти гаджеты легальны, их продают в специальных магазинах. Но хватает и тех, кто курил обычные электронные сигареты.

Возможно, дело в каком-то компоненте курительных жидкостей. В каком именно — непонятно. Согласно одной из версий, виноват витамин E: в жидкостях, которые пациенты передали на проверку, его концентрация была очень высокой. Витамин E иногда используют в качестве антиоксиданта — якобы он делает дым менее токсичным. Впрочем, альтернативные исследования это не подтверждают.

Возможно, дело в каком-то компоненте курительных жидкостей. В каком именно — непонятно

Фото: Jack Taylor / Getty Images

Не дожидаясь результатов расследования, власти готовятся запретить электронные сигареты. Пока не все, а только ароматизированные. Жидкости со вкусом табака решено оставить в продаже до мая 2020 года. Логика здесь такая: чиновники хотят обезопасить в первую очередь несовершеннолетних потребителей, а они предпочитают экзотические вкусы.

Тот редкий случай, когда президента США Дональда Трампа (инициатива исходит от его администрации) поддерживают даже его ненавистники. Журналисты предполагают, что на Трампа повлияла его жена Мелания. В целой серии твитов первая леди говорит, что она, как мать 12-летнего подростка, серьёзно обеспокоена проблемой подросткового курения. На то есть причины: всего за год в стране начали курить 1,5 млн подростков. Электронные сигареты в США курят 20% учеников старших школ. Большинство джулят.

Нет дыма без огня

Калифорния, возможно, самое свободное от табака место в западном мире. Тут курят меньше 10% взрослых, хотя пачка сигарет стоит дешевле, чем в среднем по стране: $5,5, против $13 в Нью-Йорке. Люди сходят с ума по биохакингу, эффективному сну, суперфудам и марихуане. Курить табак просто немодно. Но именно в этом месте появилась Juul Labs — стартап-единорог, выпускающий, по словам основателей, самую безопасную в мире замену сигаретам.

Устройство Juul. Фото: Juul

Устройства Juul совсем не похожи ни на обычные, ни на электронные сигареты (так было в первое время — у стартапа быстро появились подражатели). Первая ассоциация, которую вызывает аккуратный металлический брусок чёрного или серебристого цвета, — флешка.

В отличие от курительных устройств Philip Morris International (IQOS) и British American Tobacco (Glo), Juul нагревает не высушенный табак, а жидкую никотиновую смесь, которая продаётся в крошечных контейнерах (подах) по две или по четыре штуки. То есть это фактически вейп. Поды со вкусом табака пользуются наименьшим спросом, гораздо популярнее мятный, ванильный, манговый, огуречный и леденцовый.

Устройство Juul. Фото: Juul
Фото: Bloomberg / Getty Images

Стартап построил маркетинг на том, что джулить не так вредно, как дымить обычные сигареты. Подчёркивается также, что всё это адресовано исключительно взрослым курильщикам, которые ищут способ избавиться от пагубной привычки.

Juul Labs взлетела очень быстро: продажи растут на сотни процентов в год, компания вышла на зарубежные рынки. В октябре 2018 года устройства и поды появились в России. Несколькими месяцами ранее инвесторы оценили стартап в $1 млрд. История — воплощение американской мечты. Но вот проблема: джулят не столько желающие оздоровиться курильщики, сколько тинейджеры.

Разумеется, Juul Labs не призывает детей курить. Но кое-что в рекламных кампаниях иногда проскальзывает. Чего стоит, например, постер, где парень и девушка целуются, не выпуская из рук Juul. Доходчиво? Да. Устройство очень компактное и к тому же идеально плоское: можно обклеить яркими стикерами, будет красиво. Можно незаметно курить в помещении. Ну и линейка вкусов как бы намекает.

Чиновники из Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration, FDA) волнуются: устройство слишком классное (Juul часто сравнивают с гаджетами Apple), чтобы не заставить подростков курить.

Рекламная кампания Juul. Фото: Juul

Курят в сторонке

Главный вопрос в истории вейперской эпидемии: как производители электронных сигарет умудрились получить разрешение их продавать, если они потенциально опасны? Внятного ответа до сих пор нет.

Электронные сигареты в их нынешнем виде появились лет 15 назад. Но активно их продажи начали расти в начале 2010-х. Основная причина — запрет курения в общественных местах и рост цен на обычные сигареты в большинстве западных стран. В 2011 году вейпили 7 млн человек по всему миру, в 2018-м — почти 50 млн. Это, конечно, всё ещё ничтожно мало, если сравнивать с потребителями обычных сигарет. Их в мире около 1 млрд, но постепенно становится меньше. Не бросают курить сейчас только бедные и развивающиеся страны.

«Если уж мне суждено умереть от никотина, я хочу, чтобы это случилось в 60 лет — от рака»

Брендов электронных сигарет и вейпов тысячи, но есть явные лидеры. Во всём мире это IQOS — устройство для нагревания табака, разработанное Philip Morris International. В США — Juul Labs: модный стартап контролирует две трети родного рынка.

IQOS долго не было в США — не удавалось пройти все необходимые тесты. Запуск состоялся лишь в мае 2019 года. Продаёт его табачная компания Altria. Если вы не следите за этим рынком, наверняка решите сейчас, что намечается ожесточённое противостояние. А всё ещё интереснее. Дело в том, что Altria одновременно является крупнейшим акционером Juul Labs.

Philip Morris International и Altria, в принципе, друг другу не чужие. Эти компании производят и продают, возможно, самые известные в мире сигареты — Marlboro. Altria делает это в США, Philip Morris International — на всех остальных рынках. Более того, прямо сейчас они ведут переговоры о слиянии — речь о создании табачного гиганта с капитализацией $210 млрд.

Фото: Cathal McNaughton / Reuters

Вейперская эпидемия — серьёзный удар по табачной отрасли. Казалось, создателям вейпов и электронных сигарет удалось переломить тренд на отказ от курения и оно вновь начало входить в моду — в новой, более привлекательной, форме. Теперь продажи электронных сигарет на самом большом в мире рынке падают. Американские потребители всерьёз напуганы, многие отказываются от курительных гаджетов. «Если уж мне суждено умереть от никотина, я хочу, чтобы это случилось в 60 лет — от рака, а не в 24 — от разрыва лёгких или чего-то подобного», — говорит журналисту Vice один из госпитализированных курильщиков по имени Эндрю.

Ирония ситуации в том, что табачные компании если и пострадают, то не так уж сильно. Те, кто начинает с курения ароматизированных электронных сигарет, с высокой долей вероятности подсаживаются на никотин в обычных. За примерами далеко ходить не надо: только выписавшись из больницы после повреждения лёгких, собеседник Vox Эндрю первым делом купил пачку.

Фотография на обложке: Jose Luis Gonzalez / Reuters

1 комментарий

  • Виктория, электронные сигареты и вэйп - это одно и то же. Iqos не является электронной сигаретой. А по теме «Вейперской эпидемии» у меня лично много вопросов. Создалось впечатление, что хайп создали искусственно. Мода на вэйп существует уже почти 10 лет и ни одного случая заболевания и смерти. И вот за короткий срок в США появилось 500! заболевших. И в то же время на рынок США заходит Филип Морис со свей системой нагревания табака. Совпадение...? 3 недели назад

Написать комментарий