Обзор Oculus Quest. Дадим VR ещё один шанс
Гаджеты

Обзор Oculus Quest. Дадим VR ещё один шанс

Живём в эпоху VR. Помните, да? Уже лет пять игры в дополненной реальности регулярно выходят на консолях и ПК. 360-градусных видеороликов полно на YouTube и PornHub. Как известно, порно — двигатель прогресса. В Facebook, на самом важном в мире сайте (прости, Reddit), дополненной реальности пока нет, но у Facebook есть Oculus: социальная сеть купила пионера рынка VR в 2014 году. Последняя версия VR-шлема Oculus — Quest — вышла в мае. Digger протестировал гаджет.

Паша Карасёв

Редактор


Oculus Quest

ОЦЕНКА DIGGER


7,5

Плюсы


  • Нет проводов: виртуальный мир ещё никогда не был таким реальным
  • Точная калибровка: камеры и сенсоры делают процесс магически простым
  • Мощная батарейка: хватит на два-три часа интенсивных увеселений

Минусы


  • Мало контента: из-за железа поиграть получится не во всё, а смотреть видео в VR понравится не всем
  • Неидеальная конструкция: проникающий свет мешает погрузиться в виртуальную реальность
  • Цена: 45 000 рублей — это слишком много для гаджета, чьё время ещё не пришло

Как всё начиналось

Когда в 2012 году первый концепт VR-шлема Oculus Rift появился на Kickstarter, его за считаные дни поддержали 10 000 человек. Никому не известный стартап получил в своё распоряжение $2,5 млн и довёл работу над устройством до конца. Сначала шлемы уходили как горячие пирожки, но хайп быстро сошёл на нет.

Создатели контента не спешили адаптировать его под новую платформу, а массовый потребитель ужасался высокой цене. Oculus просил за Rift $599. При этом многим нужно было потратиться также на достаточно производительный компьютер, а это ещё минимум $1000.

Oculus Rift задумывался как устройство для игр. За семь лет, прошедших с его релиза, полноценные VR-версии своих проектов выпустили лучшие студии. Вполне удались, например, Skyrim, Fallout 4 и L.A. Noire. Но высокая цена и неудобство в использовании не позволили устройству завоевать сердца геймеров. Большого прорыва не произошло.

Oculus решил зайти с другой стороны и в 2018 году выпустил принципиально новое устройство: Go. В отличие от Rift, этот шлем не требует подключения к компьютеру. В нём установлен мобильный процессор Qualcomm Snapdragon 821, а сам гаджет может отслеживать положение пользователя в пространстве в трёх направлениях.

Позиционировался новый шлем тоже по-другому — это гаджет для просмотра кино, сериалов, роликов с YouTube. Если и играть в нём, то во что-то казуальное.

На этот раз у Oculus получилось пускай не идеальное, но, в общем, сбалансированное устройство: не совсем точный трекинг головы, слабую батарейку и низкое разрешение экрана компенсировала комфортная цена — всего $199. Но массовым, как и Rift, этот шлем не стал. Подвела опять-таки нехватка качественного контента.

Екатерина Буканова / Digger

Oculus Quest

Новый шлем Oculus можно назвать апгрейдом предыдущей версии. Как и Go, Quest не требует подключения к компьютеру. Процессор обновили, разрешение дисплеев увеличили. Главное — добавили новую систему отслеживания положения пользователя. Она называется Insight. Впрочем, Insight есть даже в Rift S.

Сердце Quest — процессор Qualcomm Snapdragon 835. Такой же чип ставили в позапрошлогодние флагманские смартфоны, например в Samsung Galaxy S8+ или Pixel 2Xl. То есть невероятной производительности от устройства ждать не стоит. Постоянной памяти может быть 64 или 128 ГБ, оперативной — 4 ГБ.

Картинку устройство выводит на две OLED-панели с разрешением 1600 x 1440. Частота обновления — 72 Гц.

Уверен, что когда-нибудь устройства типа Quest уверенно впишутся в повседневную жизнь. Но не сегодня

У Quest довольно качественные динамики. Но разъём на устройстве всё равно присутствует — стандартный 3,5-миллиметровый.

Батарейки хватает на два-три часа активного использования. Литий-ионный аккумулятор может протянуть и дольше, если не нагружать устройство сложными задачами.

Цены на Quest стартуют с $399 за версию с 64 Гб, версия с 128 Гб на $100 дороже. В комплект входит само устройство, два контроллера, батарейки для них и зарядник для шлема. В России Oculus Quest можно найти за 45 000 рублей.

Примерка

Натянуть Quest на голову можно даже одной рукой. Устройство ощущается как очень лёгкое, хоть и весит 571 г. Оно грамотно распределяет вес между затылком, макушкой и лицом. Страшных проводов и неудобных креплений здесь нет.

Не забудьте включить шлем до того, как он окажется на голове. В первый раз найти кнопку включения вслепую будет довольно трудно.

Что правда доставляет дискомфорт, так это большой зазор в районе носа. Во время игр его не замечаешь, но если контент требует меньшей вовлеченности — мешает.

Калибровка

Перед началом использования Oculus Quest нужно откалибровать. Для этого устройство использует четыре камеры с широкоугольными объективами. Они находятся на внешней стороне шлема. Угол обзора каждой камеры — 100 градусов.

Положение рук камеры отслеживают по контроллерам: они должны быть в поле зрения. Их, как и остальное железо, обновили, теперь они не совместимы с обычным Rift, но подходят к Rift S.

Контроллеры сделаны из хорошего пластика, все необходимые места прорезинены. В основании — ремешок. Видимо, чтобы в пылу битвы или выборе видео на YouTube вы не отправили контроллер в полёт. Такое вполне возможно — они довольно лёгкие.

Ещё в контроллеры встроены датчики, которые дополняют набор данных и помогают шлему обеспечить «непревзойдённую свободу в шести направлениях».

Калибровка шлема — чистая магия. Стоит только надеть и включить устройство — и оно без проблем определяет расстояние до пола.

Если вдруг датчики не сделают это автоматически, пользователь может прикрепить виртуальный пол к настоящему с помощью джойстиков — нужно схватить его в виртуальной реальности и коснуться одним из контроллеров до пола настоящего. Чудеса!

Чтобы завершить настройку, нужно закрасить с помощью контроллеров то пространство, в котором вы планируете передвигаться в дополненной реальности. Это важно: когда доберётесь до реального края виртуальной реальности, в игре (если вы играете) возникнет невидимая стена.

Картинка чёрно-белая и зернистая, но этого достаточно, чтобы без особых проблем ходить со шлемом на голове по квартире или офису: данных с камер достаточно.

А вот походить по улице не получится. Quest определяет положение в пространстве с помощью света. Если вы включите камеры в солнечный день, то увидите лишь белый экран.

360-градусные видео быстро надоедают. В отличие от игр, они выглядят как будто плоскими

Екатерина Буканова / Digger

Домашний экран

После калибровки счастливый обладатель Quest попадает на домашний экран. Или, лучше сказать, в своё виртуальное жилище. Помещение с купольной крышей обставлено как загородный дом. Здесь много дерева, но и воздуха хватает. За окном виднеются несколько таких же строений — это виртуальные дома соседей.

Можно походить и порассматривать детали: мебель и всё остальное, что разработчики посчитали важным сюда поместить.

Контент

Скачать приложения можно из магазина Oculus. На момент запуска было доступно лишь около 50 наименований. Это в основном игры, виртуальные кинотеатры и интерактивные экскурсии. До магазина не нужно идти пешком (ха-ха), он появляется по нажатию кнопки на одном из контроллеров.

В числе игр суперхиты вроде Beat Saber, где игроку нужно под музыку разрезать летящие навстречу блоки, Superhot VR, которая позволит почувствовать себя героем боевика, и первый эпизод Vade Immortal: A Star Wars VR Series.

По идее, именно игровая часть должна быть самой сильной стороной любого VR-шлема. В видео этот эффект недостижим, а в играх разработчикам действительно удаётся создать глубокую картинку — кажется, что её можно потрогать. Иммерсивности добавляют контроллеры, которыми можно хватать виртуальные предметы.

Слабое железо, дефицит контента и цена — минусов не так много, но они существенны

360-градусные видео с YouTube быстро надоедают. В отличие от игр, они выглядят как будто плоскими. Кажется, что картинке не хватает контрастности. Это интерактивные диорамы — не более того.

Другой подход у Netflix: после установки приложения владелец шлема оказывается в виртуальной гостиной перед виртуальным телевизором, на который можно стримить любой доступный в сервисе сериал. The Verge утверждает, что всё больше американцев выбирают такой способ просмотра любимых передач, отказываясь от настоящего телевизора.

Что до моего теста, то уже после 15–20 минут в шлеме глаза начали уставать. Выдержать хотя бы одну серию условной «Игры престолов» было бы совсем тяжело. Наверное, глаза и вестибулярный аппарат можно будет натренировать, но не уверен, что хочу этим заниматься.

Beat Saber

Заключение

Oculus Quest — готовое устройство и экосистема, пример того, что VR может быть удобным.

Шлем хочется всюду таскать с собой: показывать друзьям, что такое VR и как это круто, ставить рекорды в играх в весёлой компании. Хочется прихватить Quest на дачу, чтобы смотреть любимые сериалы в деревенской глуши на огромном виртуальном экране. Окружающим не будет с вами скучно: картинку можно транслировать на ближайший телевизор или смартфон, чтобы люди вокруг могли понять, по какому поводу вы так смешно дёргаетесь.

В общем, я уверен, что когда-нибудь устройство типа Quest уверенно впишется в повседневную жизнь. Но не сегодня. Слишком много компромиссов. Слабое железо, дефицит контента и цена — минусов не так много, но они существенны.

VR-аксессуары для смартфонов производства Google и Samsung мне нравятся ещё меньше (устройства HTC даже не рассматриваю — они с проводами), но они хотя бы дешёвые. Да, экраны слабоваты, а системы трекинга работают совсем плохо, но стоят Google Daydream и Samsung VR всего по 10 000 рублей.

Альтернативы Oculus Quest

 МодельOculus questHTC ViveHTC Vive ProOculus RiftPS VR
ПроцессорQualcomm Snapdragon 835Требуется проводное подключение к ПКТребуется проводное подключение к ПКТребуется проводное подключение к ПКТребуется подключение к Sony Play Station
Оперативная память4 ГБТребуется проводное подключение к ПКТребуется проводное подключение к ПКТребуется проводное подключение к ПК3 ГБ
Дисплей2 OLED-экрана2 OLED-экрана2 OLED-экрана2 AMOLED-экрана2 OLED-экрана
Разрешение (на каждый глаз)1440 x 1600 72Гц1080 x 1200 90Гц1440 x 1600 90Гц1080 x 1200 90Гц960 x 1080 90 и 120 Гц
Батарея5800 мА·чОтсутствуетОтсутствуетОтсутствуетОтсутствует
Вес567 г555 г555 г470 г610 г
Цена$399$499$799$299 (в комплект входят игры)

Digger благодарит за помощь в подготовке материала Алексея Каленчука, руководителя направления «Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации» IT-кластера фонда «Сколково».

0 комментариев

Написать комментарий