Mac World

В России вступил в силу закон о персональных данных

Часть компаний уже отчиталась о готовности следовать новым нормам, однако американские Apple, Google и Facebook пока не делали официальных заявлений по поводу соблюдения этого закона.

edge_data_centers-1

Выполнение российскими и зарубежными компаниями требований законодательства РФ по локализации персональных данных россиян растянется, вероятно, на годы, несмотря на то, что отведенный на это срок уже истек – новые нормы вступили в силу с 1 сентября.

Во вторник вступили в силу поправки к закону «О персональных данных», которые требуют локализации персональных данных на территории России, сообщает «Интерфакс». Любая российская или зарубежная компания, ориентированная на работу с российскими пользователями, должна обеспечивать запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение персональных данных россиян с использованием баз данных, находящихся на территории РФ.

В обновленном законе пересмотрено само понятие персональных данных. Теперь это не только ФИО и, например, адрес и год рождения, а любая информация, относящаяся к определяемому ею физлицу.

За соблюдением этих норм будет следить Роскомнадзор, которому поручено создание реестра нарушителей законодательства о персональных данных, а также дано право блокировать сайты тех компаний или организаций, которые включены в этот реестр. Решение о включении компании в реестр нарушителей принимает суд. Помимо этого суд может оштрафовать компанию-нарушителя на сумму до 300 000 рублей.

Закон не будет распространяться на выдачу виз, продажу авиабилетов, деятельность СМИ и судов, заявлял руководитель Роскомнадзора Александр Жаров. Трансграничная передача данных россиян законом разрешена, однако храниться они должны на территории РФ, говорил он.

В конце июля РАЭК провела анонимный опрос 40 российских и зарубежных интернет-компаний, который показал, что 54% компаний полностью готовы соблюдать требования закона о локализации персональных данных. Еще 27% опрошенных заявили о возможной неполной готовности компаний к указанной дате, а 19% ответили, что вовсе не готовы.

Намного интересней оказалась реакция зарубежных компаний. С критикой закона они не выступали и время от времени встречались с представителями Роскомнадзора. Но результаты встреч, как и работу по подготовке к 1 сентября они никак не комментировали. При этом в СМИ появлялись сообщения, что к переносу данных в РФ приступили Samsung, Lenovo, Aliexpress, Ebay, PayPal, Uber, Booking.com. В свою очередь источник на рынке рассказывали, что некоторые из названных компаний не определились ни со сроками локализации персональных данных, ни с объемом переносимых данных и даже не выделили соответствующие бюджеты.

В то же время ряд зарубежных компаний как не занимались, так и не занимаются, а возможно, и не планируют заниматься локализацией персональных данных россиян. К их числу, например, можно отнести Google, Facebook и Apple. Первая из них, несмотря на неоднократные встречи с руководством Роскомнадзора, все еще думает, как будет соблюдать закон. Facebook один раз обсудил с Роскомнадзором этот вопрос в конце августа, однако о результатах встречи ни ведомство, ни компания рассказать не пожелали.

«Кто-то планировал, но просто не успел перенести свои информационные системы до 1 сентября, кто-то занял выжидательную позицию, кто-то пока не считает, что это его касается, – сказал Ивицкий. – Мы ожидаем, что спрос на эту услугу сохранится минимум на ближайшие полгода-год, но во многом дальнейшая ситуация будет зависеть от того, насколько жестким будет контроль соблюдения законодательства со стороны надзорных органов».

6 комментариев

Написать комментарий