iPhone & iPad

Рынок «серых» смартфонов в России практически умер из-за падения рубля

8
2

В 2014 году в России было продано около 45 млн смартфонов и телефонов, сообщают «Ведомости». Оценки того, сколько из них было ввезено вбелую, то есть с ведома производителя и с уплатой импортером НДС, а сколько всерую, без соблюдения этих условий, расходятся.

seriy-1

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что на серый импорт в 2014 году пришлось около 3% от проданных в России аппаратов. А в первом полугодии 2015 г. эта доля из-за падения курса рубля к доллару и евро сократилась до 1,5%, считает он. Хотя доля серого импорта не очень велика, в абсолютном выражении это примерно 1 млн аппаратов в год, что довольно много, признает эксперт.

С помощью серых схем в Россию ввозят в основном смартфоны: их продается значительно больше, чем простых телефонов, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Разница в цене между серыми и белыми телефонами невелика, поскольку стоят они дешево – 1000–2000 руб. и доходность от их перепродажи всерую минимальна.

По данным «Связного», в 2014 г. в России было продано 26 млн смартфонов. В первом полугодии 2015 г. в России было реализовано 9,1 млн таких устройств (на 11% меньше, чем за тот же период 2014 г.). Если к середине 2014 г. до 15% смартфонов ввозились всерую, то с октября, когда рубль начал стремительно падать, серый рынок начал сокращаться и к концу года практически умер, рассказывает президент «Евросети» Александр Малис. Весной 2015 г., когда рубль начал подниматься, серые поставки вновь начали расти, но вторая волна ослабления рубля привела к их повторному сокращению, рассказывает он. По его данным, доля серых аппаратов в августе 2015 г. составляла на российском рынке 5–7%.

Серый рынок, по сути, поддерживают сами покупатели – например те, кто стремится приобрести товар по самым дешевым ценам, даже если выгода составит 500–1000 руб. от официальной цены устройства, считает представитель «Связного» Мария Заикина. Еще одна категория покупателей, поддерживающая серый импорт, – это те, кто хочет получить устройство сразу после старта его продаж, происходящего в другой стране. Правда, таких становится все меньше, потому что последние два года бренды очень быстро привозят все новинки в Россию официальным путем, отмечает она.

По мнению экспертов, серый товар может быть вреден потребителям тем, что на него может не распространяться гарантия от производителя, отсутствовать инструкция на русском языке. Поставщики страдают из-за того, что приток серого товара мешает им запускать новинки, кроме того, при его наличии нет смысла вкладывать деньги в развитие локального производства. В конечном счете из-за разницы в цене честные ритейлеры оказываются в неравных конкурентных условиях с серыми импортерами.

Кроме того, в случае с серым товаром можно столкнуться с подделкой или просто мошенничеством, продолжает Заикина. «Одним из последних громких случаев стала история с интернет-магазином SAS, который обещал своим клиентам iPhone по существенно более низкой по сравнению с рыночной цене. В результате после сбора предоплаченных заказов представители магазина просто пропали с деньгами клиентов», – напомнили в «Связном».

8 комментариев

Написать комментарий