iPhone & iPad

Почему «Яндекс» проигрывает Google в битве за Россию

21
38

В феврале Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против Google по подозрению в нарушении российского антимонопольного законодательства. Иск инициирован компанией «Яндекс», которая попросила проверить деятельность Google в России. Обозреватели Rbc считают, что этот шаг был сделан от беспомощности – компания не способна противостоять конкуренту «своими силами».

G-Y-W-3

В 2015 году количество мобильных устройств с доступом в интернет превысило число настольных компьютеров, большая часть запросов вводится в строку поиска на смартфонах и планшетах. Android был установлен на 84% смартфонов, проданных в России в последнем квартале 2014 года. «Яндекс» оказался в ситуации, в которой все перспективы роста связаны с продуктом злейшего конкурента и рискует потерять рынок мобильного поиска.

При этом стало ясно, что Google решила использовать собственную ОС для прямой борьбы с конкурентами. По словам начальника дистрибьюции сервисов «Яндекса» Юрия Вечера, в какой-то момент у него просто не осталось возможности для работы с производителями телефонов. Осенью прошлого года сразу несколько компаний одна за другой отказались предустанавливать поиск и приложения «Яндекса» на свои телефоны.

Для борьбы с российским конкурентом Google использует три инструмента. Все они — по сути контракты, которые производители телефонов подписывают с американской компанией. Первый называется соглашением о борьбе с фрагментацией (Anti-fragmentation agreement). Этот документ, подписанный игроками калибра Samsung или HTC, запрещает им производить телефоны с «неканоническими» версиями Android.

G-Y-W-2

Второй контракт Google, который не нравится «Яндексу», называется «Соглашение о дистрибьюции мобильных приложений» (Mobile application distribution agreement, или просто MADA). У Google есть десятки приложений и сервисов — карты, электронная почта, видеосервис YouTube и другие. Компания также контролирует крупнейший магазин приложений для Android — Google Play. Чтобы иметь возможность пользоваться этим ПО, производители должны подписать контракт MADA, который обеспечивает приоритетное размещение сервисам Google. Компания имеет полное право указывать, где должны размещаться приложения, полученные производителями бесплатно.

Третий контракт, который подписывают производители телефонов, — соглашение о разделе выручки. Google, как и «Яндекс», готов делиться с производителями доходами от мобильного поиска на их устройствах. И только в этом случае, говорит источник в Google, компания настаивает на отказе от предустановки конкурирующих сервисов: «Если мы платим им деньги, мы имеем право этого требовать». В «Яндексе» считают эту рыночную логику лукавой. «Сначала они не дают нам ставить наш поиск на первые экраны, а потом предлагают соревноваться доходами. Но как это сделать, если они — на первом, а мы — на шестом? » — негодуют в компании.

В «Яндексе» подозревают, что Google заставляет небольших производителей подписывать соглашение о разделе выручки, угрожая в противном случае отлучить от своих сервисов, не связанных с поиском.

G-Y-W-1

Сейчас долю конкурентов на разных платформах определяют каналы дистрибьюции, уверены аналитики. Например, в «Яндекс.Браузере» доля поисковика «Яндекс» составляет 95%, говорит создатель счетчика LiveInternet Герман Клименко, а в Google Chrome — меньше 40%. Он не верит, что 95% — это доля лояльных пользователей, в среднем по рынку она в 1,5 раза меньше. В телефонах на Android «Яндекс» уступает Google, а в Nokia X с предустановленным поиском — обгоняет в два с лишним раза. «Принципиальных отличий между работой с Google и работой с «Яндексом» нет», — резюмирует источник в руководстве крупного международного производителя телефонов.

Рассмотрение дела в отношении Google начнется 13 апреля 2015 года. В рамках дела ФАС отправила запросы 15 производителям телефонов по всему миру — поэтому едва ли решение будет принято очень быстро, но по закону организация обязана управиться с этим в течение девяти месяцев.

21 комментарий

Написать комментарий