Почему соцсети должны навсегда скрыть подписчиков и лайки. Объясняем на примере Instagram
Развлечения

Почему соцсети должны навсегда скрыть подписчиков и лайки. Объясняем на примере Instagram

1
2703

Соцсети одна за другой скрывают лайки. Пока это, правда, эксперименты. Недавно свои провели Facebook и «ВКонтакте». А первым был Instagram, который вообще-то должен быть заинтересован в лайках больше всех. Рядовые пользователи недоумевают, а инфлюэнсеры, конвертирующие лайки в рекламные контракты, — в бешенстве. Но вот факты: почти половина подписчиков топовых инфлюэнсеров Instagram — фейки. У икон этой соцсети: Кэти Перри, Тейлор Свифт, Майли Сайрус и Арианы Гранде — их в среднем по 45%. Лайки давно не то, чем кажутся.

Вика васина

Редактор


В Instagram миллиарды аккаунтов. Активная аудитория — около 1 млрд человек в месяц, 500 млн человек в день. Ботов — 95 млн. Вроде не так много, если сравнивать с общим числом учётных записей. Но достаточно, чтобы любой желающий мог стать микроинфлюэнсером, не прилагая никаких усилий.

В России на самые скромные рекламные контракты можно рассчитывать, если у вас есть хотя бы 1000 фолловеров. 100 000 подписчиков в состоянии вас прокормить. За рекламный пост в зависимости от тематики можно будет просить до 20 000 рублей. Если повезёт — попадёте в спецпроект Chanel и заработаете больше. 

Фейковых подписчиков можно купить уже не только в Сети, но и в физических автоматах, как баночку колы. Такой автомат по продаже лайков изобрёл бельгийский художник Дрис Депортер. Устройство представляет собой небольшую металлическую коробку с клавиатурой. Пользователь просто вводит данные своих аккаунтов и выбирает нужный товар: лайки или подписки. Цены смешные: 1000 лайков в Instagram — 4 евро, 500 подписчиков — 3 евро. Депортер любовно называет своё творение «распределителем славы», но подчёркивает: это предмет искусства, художественный абсурд, а не способ заработка.

Автомат для продажи лайков. Фото: Dries Depoorter

Попробуйте что-нибудь продать тому, кого не существует 

Да, надо сказать, конечно, что подписчиков себе накручивают не только инфлюэнсеры, но и бренды. Не очень хочется покупать солнцезащитные очки и даже кофе у компании, которую ценят всего 200 человек. 

Пока одни на фейках зарабатывают, другие — теряют. Согласно отчёту компании Cheq (она как раз специализируется на выявлении фейков), за один только 2019 год на фальшивых подписчиках крупные бренды потеряют $1,3 млрд. Часто бренды платят за каждого привлечённого пользователя, рассчитывая, что его можно будет сделать клиентом. Но попробуйте что-нибудь продать тому, кого не существует. 

Как выявить фейк

Бренды и рекламные агентства, разумеется, знают, что их могут обмануть. Стараются быть бдительнее. Например, заключают с инфлюэнсерами контракты, которые предусматривают штрафы за манипуляции с подписчиками. Они должны подписать бумагу, в которой обязуются не покупать подписчиков, не использовать боттинг: один человек комментирует, подписывается и ставит лайки от сотен вымышленных аккаунтов. А ещё — отказаться от так называемых comment и engagement pods. Это когда инфлюэнсеры и знаменитости комментируют посты друг друга, увеличивая таким образом охват.

Когда-то выявить фальшивых подписчиков было проще простого. Классический пример: вместо фотографии профиля — пустое поле, ник состоит в основном из цифр, собственных постов нет, зато подписок на других людей — тысячи. Или, допустим, аккаунт принадлежит человеку, который находится в Турции, но следит он лишь за жителями Калифорнии. 

Но такие приёмы — прошлый век. 

Знаменитости, у которых больше всего накрученных подписчиков

Эллен Дедженерес

77 млн фолловеров


49%

BTS

20,3 млн фолловеров


47%

Кортни Кардашьян

81,4 млн фолловеров


46%

Тейлор Свифт

122 млн фолловеров


46%

Ариана Гранде

164 млн фолловеров


46%

Дипика Падукон

38,5 млн фолловеров


45%

Майли Сайрус

98,8 млн фолловеров


45%

Кэти Перри

85,1 млн фолловеров


44%

Хлои Кардашьян

98,3 млн фолловеров


43%

Приянка Чопра

44,1 млн фолловеров


43%

Источник: ICMP, август 2019 года

Распознавать поддельных подписчиков становится всё труднее. Специалисты по диджитал-аналитике уверены: главный показатель — скорость, с которой человек обрастает аудиторией. Единожды купив 10 000 ботов, сложно будет объяснить рекламодателю, чем обусловлен резкий скачок на графике. Да, иногда такие скачки могут происходить и естественным образом — с кем угодно может произойти громкая история. Но это редкость.

Чтобы не опозориться, инфлюэнсеры теперь накручивают ботов дозированно. Например, покупают сразу 30 000 подписчиков, но просят продавца подписывать их на себя постепенно — например, по 50 штук в течение 600 дней. Такую накрутку выявить гораздо сложнее.

Представьте, что лайков больше нет. Страшно?

Убираем лайки?

Одно дело, когда студентка накручивает подписчиков, чтобы обменивать хвалебные посты в Instagram на подарки от брендов, другое — когда на этом ловят голливудских звёзд или лауреатов Grammy. Но часто ли такое бывает? Да в общем, нет. Покупают ли подписчиков младшие сёстры Ким Кардашьян и она сама? Или Тейлор Свифт? Вряд ли. Фальшивые аккаунты подписываются на знаменитостей и известные бренды, чтобы казаться правдоподобнее. Обычные люди ведь именно так делают. Какой-то порочный круг.

Надо ещё сказать, что, помимо фейковых аккаунтов, есть ещё спящие. Они принадлежат реальным людям, которые просто перестали заходить в Instagram. По статистике, у крупнейших мировых брендов вроде Nike доля таких спящих подписчиков доходит до 40%.

Instagram объяснял решение отказаться от лайков заботой о пользователях: мол, из-за снимков с кучей лайков (или их отсутствием) те испытывают социальное давление. И это тоже серьёзная проблема.

Представьте, что лайков больше нет, размер аудитории не отображается. Страшно? Не очень. Reddit, один из самых популярных социальных сервисов в мире, число подписчиков не показывает. Snapchat — тоже. Справятся и остальные.

Digger не слишком сильно заботится о числе подписчиков (вовлечённость важнее), но, если вы хотите видеть больше наших постов, подписывайтесь в Facebook, «ВКонтакте», Twitter и Telegram. В Telegram у нас сразу два канала, вот ещё один. А вот — «Дзен».

1 комментарий

Написать комментарий